Заниматься серьёзным делом и быть при этом весёлым и жизнерадостным человеком – не каждому такое под силу. Вадим Борисович Гундырев – не каждый. Мы побеседовали с этим интересным преподавателем, а теперь предлагаем и нашим читателям познакомиться с Вадимом Борисовичем поближе.
– Вадим Борисович, расскажите, пожалуйста, о себе.
– Я родился в семье физика-теоретика. Закончил физико-технический факультет МИЭТа в 1990 году. С 1993 – аспирантура МИЭТ, с 1994 – деятельность на кафедре ОФ, параллель – но в школах. Работать я начал в 7 лет – помыл подъезд, получил 50 копеек и купил конфет (улыбается – прим. авт.). Летом 1985 года работал в лесной экспедиции по благоустройству усадьбы Александра Блока в Шахматово.
С 1986 по 1994 я обычно всё лето работал вожатым. Правда в 1989 году побывал только на одной смене: поехали на военные сборы от военной кафедры, да и попали в зону боевых действий. Нам повезло: до города Кода под Тбилиси вместо двух дней добирались четыре. Нашу часть обстреляли из автоматического оружия накануне нашего приезда, а у нас всё было отлично. Только по ночам на КПП страшновато в одиночку со штык-ножом стоять было, но тогда о настоящих боевых действиях ещё и не предполагали, о Чечне и слышно не было. А осенью этого же года пошли в поход на катамаранах по Риони – реке в Грузии.
– Вы ходили в походы?
– Да, регулярно: каждая весна – Клязьма (Майдарово – Менделеево – поляна МАИ), открытие сезона. Этот слёт и сейчас проводится. Майские походы, как правило – Березайка – Мста, иногда дня на три в те же края на маленькие речки. Осенью – Карелия или катамараны по Риони. А в год «путча», прямо в момент его начала – шли через перевал из Загедана в Гагры.
– Расскажите о своих студенческих годах? Как Вы думаете, сильно ли нынешнее студенчество отличается от студенчества Ваших лет?
– Нынешнее студенчество от нашего, конечно, отличается. Прежде всего – отношением к учёбе. Мы не были «душными ботанами», но на моей памяти только два человека имели долг (экзамен) к октябрю, и оба – по уважительной причине. Причём, это не «Да я много болел в семестре, вот и не сдал зачёт (лабораторную, контрольную, БДЗ)…»
У нас был стимул учиться, был интерес. Некоторые из моих друзей изучали японский язык как очень перспективный для микроэлектроники. Кроме того, до института мы закончили только школу и всё! И, тем не менее, умели не только дробями пользоваться, но и уравнения решать. Даже таблицу умножения знали (улыбается – прим. авт.). Как с этим дела сегодня, Вы лучше меня, наверное, знаете. Впрочем, и сейчас есть отличные студенты. Проблема в том, что сейчас есть и «неотличные»...
Когда начал писать диплом, уместил всё на двойном тетрадном листе. А требовалось примерно 130 страниц рукописного текста. Тогда и научился «лить воду». Ещё в школе учителя говорили, что тему раскрыл, но объём маловат. Теперь могу написать любой объём текста. Как говорится, языком чесать – не мешки ворочать.
– Попадали ли Вы в какие-нибудь забавные ситуации будучи студентом?
– Несколько ситуаций помню. Был у нас курс теории вероятностей, и по нему какие-то лабораторные работы на программируемых калькуляторах. Сдаём мы работу и сильно плаваем. Мы – это я, мой одногрупник – настоящий отличник, даже нет – НАСТОЯЩИЙ ОТЛИЧНИК и две девочки. Мы все шесть лет лабораторные сдавали такой дружной командой. А тут – плывём. И спрашивает нас преподаватель:
– Ну и что вам после этого поставить?
Я и говорю:
– Четыре.
– Что!?
– Но мы ж на пять явно не тянем,– и улыбаюсь.
– Это точно! Четыре.
– А что припоминается уже из времени Вашего преподавания в вузе?
– Был один раз случай. Начало семестра. В лаборатории оптики сидим мы с Виктором Васильевичем Лосевым, чем-то заняты. Входит студент с факультета МПиТК (лекции у него вёл Виктор Васильевич, семинары – Тамара Владимировна Морозова).
– Вадим Борисович, что мне делать? Мне надо сдать экзамен за прошлый семестр, нужно разрешение преподавателей.
Я говорю:
– Ищите преподавателей, договаривайтесь.
– Я с Морозовой давно договорился, а Лосева никак найти не могу.
Спрашиваю:
– На лекции ходили?
– Конечно, ни одной не пропустил. Поворачиваюсь к Виктору Васильевичу (он всё время рядом), спрашиваю совета, называя его по имени.
Он и отвечает:
– Да пусть ищет Лосева, да и договаривается.
Студент и пошёл… искать.
– Есть у Вас какие-нибудь хобби?
– Если можно рассматривать как хобби поиск некоторых данных в области истории физики, то можно назвать его, но зачастую времени не хватает, а интернет исчерпан. Также преподавание физики на данном этапе играет роль и работы, и хобби. Например, надо так подготовить курс для МП-2, чтобы при недостаточном количестве часов дать достаточно материала. Тут уж и все инновации подключишь, а всё мало. Так что этот проект сейчас является одним из приоритетных и интересных. Иногда пишу стихотворени. Это написано в 1995 году:
В костре
Пеплом покрылся рубин.
В небе остался один
Яркой звезды изумруд.
Ветки макнувшая в пруд,
Старая ива не спит.
Девушка рядом сидит,
Ищет ответ во мгле,
Что не нашла в огне…
– Что бы Вы хотели сказать нашим студентам?
– Есть два распространённых мифа: о бесплатности образования и о том, что пенсионеры заработали себе пенсию.
На самом деле, преподаватели получают зарплату, а это значит, что ваше образование не бесплатно. За обучение студентов-бюджетников платит вся страна – от слесаря до олигарха. Есть такой экономический инструмент – налоговая система. Поэтому очень обидно, когда видишь неглупых ребят (а глупые в наш университет не попадают!), которые пускают на ветер деньги, отпущенные государством на их обучение. Ещё обиднее, когда слышу слова о том, что вот закончу институт и сразу уеду в Канаду (Америку, Францию, …).
Что до пенсии – то старшее поколение её заслужило, а вот зарабатывается она теми, кто работает сейчас, то есть молодыми. Очень хочется верить, что когда наступит время, поколение нынешних и будущих студентов сможет заработать пенсию своим родителям и заслужить пенсию себе!
Беседовала Мария Галеева
ФИО: Вадим Борисович Гундырев.
Дата рождения: 27 марта 1967 года.
Должность: доцент кафедры общей физики.
Любит: семью, детей, свою страну.
Читает: фантастику.
Мечтает: объехать весь мир.